La Bête («Предчувствие», «Зверь»), Бертран Бонелло, 2024
«Ноктурама» Бонелло (рецензия из канала Росфильмнадзор, рецензия на сайте) — один из немногих фильмов, которым я ставил оценку 10/10 (таких примерно пять, и ещё, может быть, пара сериалов). Это на самом деле один из лучших и самых впечатляющих фильмов, которые я когда-либо видел. Но в случае Бонелло то, что один фильм порадовал, совсем не означает, что другие тоже будут близки. Он обычно снимает экспериментальные и не слишком понятные с сюжетной точки зрения картины, и никакого фирменного стиля у него, пожалуй, нет. Ну и хорошо.
Действие La Bête теоретически происходит в будущем, но 90% фильма заняты двумя историями из прошлого. В первом сюжете дело происходит в начале XX века в Париже: пианистка Габриэлла (героиня Леи Сейду) уходит от мужа к мужчине по имени Луи (Джордж Маккэй). Во второй истории — в 2014 году в Лос-Анджелесе — модель по имени Габриэлла ищет близости и отношений, а инцел Луи снимает видеодневник о том, как его обижают женщины, и преследует Габриэллу, пока она присматривает за огромным домом.
В мире будущего Париж скоро будет затоплен, 60% людей мира безработные, и решение о том, кому можно работать, принимает AI. Люди, склонные к аффектам и излишне сильным чувствам, работать не должны. Для достижения должной степени равнодушия AI подвергает людей пьюрификации, которая подразумевает переживание прошлых «генетических» травм. Весь фильм, собственно, показывает процесс пьюрификации Габриэллы.
Первая история (1910 года) повторяет действие новеллы Генри Джеймса «Зверь в чаще». Новеллу Джеймс посвятил всеобъемлющему внутреннему страху, который мешает людям нормально чувствовать и испытывать любовь; тема, которая мне, пожалуй, слишком знакома, я всего боюсь. Но Бонелло расширяет эту тему — AI в его фильме и есть преследующий человека зверь, который отнимает у людей способность чувствовать. И если с внутренним страхом можно побороться, то AI использует внешнее принуждение: хочешь чувствовать — не будешь есть.
В кинематографическом смысле «Зверь» разочаровывает теми 10% действия, которые посвящены будущему. Париж в будущем бледен и невыразителен. Может быть, таким AI-будущее и должно быть, но это «реальное время» фильма, и хотелось узнать про него больше — и увидеть больше. Части, связанные с 1910 и 2014, сняты отлично, они очень разные, Сейду и Маккэй в них играют совершенно разных людей, и игра у них просто безупречная. Съёмки в Лос-Анджелесе, как я понял, проходили без разрешений и с минимальными бюджетами, и видео Луи про то, как его не подпускают к себе девушки, офигенный comic relief на фоне слишком серьёзного, пожалуй, фильма.
В «Звере» много странного символизма, красных портьер, гадалок, всё это было у Линча (и не только) и всё это выглядит надуманным. Если убрать эти части и добавить эпизодов, связанных с основными темами фильма, — это кино было бы гораздо лучше. Некоторые рецензенты правы: La Bête легко может уместиться в серию «Чёрного зеркала».
7/10
Ещё одна рецензия из канала: на короткометражку Бонелло.