The Young Pope (Молодой Папа), Паоло Соррентино, 2016
Ленни Беллардо — самый юный из когда-либо избранных пап. Ему сорок семь. К тому же он американец. Все подозревали в нём верного сторонника кардинала Спенсера, претендовавшего на Святой Престол, но Беллардо с помощью простой и хитроумной схемы избрался сам. Конклав и выборы оставлены за кадром — Джуд Лоу, исполняющий роль Ленни, в начале сериала просыпается уже в сане понтифика. Его отношения с высшей католической верхушкой складываются не слишком безоблачно. Но сериал — вовсе не об интригах ватиканского двора, он скорее о душе. О счастье. И о Боге.
Поиск сериалов, от которых не оторваться, не прекращают ни зрители, ни продюсеры. Для многих такими оказались ранние сезоны «Игры престолов» (2010-2012). Такими были первые два или три сезона Lost (если забыть о флэшбеках). Для меня к той же категории относится Battlestar Galactica 2003-2006 годов, пока сериал не ударился в религиозную блажь. Качество каждого из них можно оценивать по-разному, но каждый вызывал жажду увидеть как можно больше и как можно скорее.
The Young Pope именно такой.
В числе правопреемников «Игры престолов» часто называют Westworld, но по уровню исполнения «Молодой Папа» намного превосходит детище Джонатана Нолана и Джей Джей Абрамса. Соррентино удалось невероятное: создать телешоу со сдержанным и даже строгим действием, которое не прибегает к голливудским драматическим приёмам и при этом вызывает яркие эмоции. Дело в исключительном внимании режиссёра к деталям, от визуальных до речевых. Актёрский состав безупречен — кроме Джуда Лоу, в сериале снялись Дайан Китон, Людивин Санье и Сильвио Орландо.
«Молодой Папа» — пример того, как телефильм можно снимать на уровне полнометражного кино, а кино сейчас в Италии никто не снимает лучше Соррентино. Он использует отведённый ему хронометраж со вкусом и знанием дела. Такое явление, как «провисание», — стандартная для любого американского сериала ситуация, — в The Young Pope просто не существует. Содержание эпизодов заключено в свете, звуках и картинах не в меньшей степени, чем в словах и действиях героев; сериал существует на уровне подтекста, и потрясающая сцена, где монашки играют в футбол, имеет здесь больший вес, чем замечания о прошлых и будущих интригах вокруг папского престола. Понять происходящее при этом не составляет труда: двусмысленностей сюжета Соррентино (он не только режиссёр, но и автор сценария) не допускает.
«Папу» можно рекомендовать всем — кроме разве что ненавистников итальянского кино. Это редкий пример действительно европейского сериала (снятого, впрочем, при участии HBO), который не прививает методы американской теледраматургии чуждому ей сюжету, а создаёт собственные законы и успешно им следует.
9,5/10