NASA в недалёком будущем отправляет на Марс пилотируемую экспедицию. На третью неделю место посадки накрывает сильнейшая пыльная буря. Экстренная эвакуация оборачивается потерей одного из членов экипажа, ботаника Марка Уотни (Мэтт Дэймон): антенна, сорвавшись со спускаемого модуля, сбивает его с ног и относит вдаль от места старта. Из-за плохой видимости другие члены команды не могут отыскать Уотни; экспедиция покидает Марс без него, а самого астронавта объявляют погибшим. Пока на Земле устраивают торжественные похороны, Уотни приходит в сознание и стряхивает песок со скафандра. Его жизнь спас воткнувшийся в живот железный штырь от антенны.
Кровавая сцена, в которой Уотни достаёт металлический фрагмент из своего тела, настраивает на жестокий лад. Ожидаешь беспощадного продолжения, но за катастрофой следует строгая и идеально симметричная производственная драма без единого острого угла. То, что Ридли Скотт старается уйти от неправдоподобного драматизма, можно понять, только к чему сохранять глуповатые диалоги, комичных персонажей и другие штампы из старых фантастических блокбастеров? Неуклюжие учёные-фанатики, которые адекватно смотрелись у Эммериха в «Дне независимости» и у Бэя в «Армагеддоне», для серьёзного фильма о космосе выглядят чужеродными. С другой стороны, «Марсианина» отлично дополняют весёлые эпизоды марсианского быта Уотни. Достоинства и чувства меры у Мэтта Дэймона не отнять: вспомнить только, какой светлой любви полон момент, когда он прикасается к первому ростку картошки.
Мелодичная эпопея пребывания Уотни на марсианской базе дополняется множеством эпизодов, которые удивляют неточностью и отсутствием эмоциональной подоплёки. Китайские космические лидеры напоминают роботов с ровной осанкой и запрограммированным набором чувств. Корпоративные взаимоотношения внутри NASA слишком непритязательны для создания интриги. Персонажи пятерых коллег Уотни по экспедиции лишены глубины, их характеры не то что неясны, но даже не важны (книга-первоисточник, «Марсианин» Энди Уира, говорит о них намного больше). Между тем именно они для Уотни – самые близкие люди, и лишь с ними он ведёт переписку на личные темы. Похоже, на Земле у Уотни нет близких: он одинок за нашей планете даже в большей мере, чем на чужой. Мотив одиночества главного героя наполняет весь фильм незаметным леденящим отчаянием, которое оттеняет все прочие эмоции; но, возможно, этот-то мотив глубже и важнее всех прочих.
Кадры Марса впечатляют, но похожи на репортаж National Geographic из Гранд-Каньона или Долины смерти. Если панорамы Марса с орбиты в фильме воссозданы с фотографической точностью, то марсианские горы с близкого расстояния выглядят не слишком достоверными. Реальные места, о которых идёт речь в фильме (NASA не так давно опубликовали фотографии местности, где по легенде случилась посадка Ареса-III), достаточно бедны деталями, а поблизости едва ли можно встретить высокие остроконечные утёсы. Но на большом экране это выглядит потрясающе красиво, и 3D-эффекты здесь работают безупречно. Широкие планы марсианских равнин снимали в Иордании; затем заменили голубое небо на буро-жёлтое и добавили небольшие пыльные смерчи, которые свойственны настоящему Марсу. Буря в начале фильма правдоподобна визуально, но не учтена одна физическая деталь: на Марсе очень разреженная атмосфера, её плотность в сотню раз меньше, чем плотность земной. Даже сильнейший ветер в таких условиях не будет сносить в сторону людей и уж тем более не вызовет крен многотонного космического аппарата.
Технологии межпланетных перелётов у Ридли Скотта воссозданы так совершенно, что их просто не замечаешь. Это кино снято не про Марс и не про космические путешествия, а про одинокого странника в чужих мирах. Эмоции и драматизм у «Марсианина» спрятаны настолько глубоко, что он становится похож на документальный рассказ об опасном приключении. Во всех фильмах Скотта, снятых за последние лет пятнадцать, просматривается новый авторский почерк: сухой и созерцательный, в отличие от полных внутреннего драматизма ранних работ. Несмотря на значимый подтекст, смотреть нового Ридли становится всё тяжелее. Зрители с самого начала знают суть сюжета, и режиссёр по накатанным рельсам ведёт повествование к предсказуемому финалу. Техника Скотта надёжна и даёт сбои лишь в необходимых для сценария местах, а самообладание его космических героев вообще лишено изъянов. Что касается героев с Земли, то после переглядываний и сентиментальных моментов за мониторами NASA напрашивается безудержная оргия в финале. Вместо оргии мы видим счастливую пару и рождение ребёнка. Таков «Марсианин»: ждёшь драматичных страстей, а получаешь семейную жизнь по расписанию. В жизни так и бывает, не правда ли?
7/10