Агент ЦРУ Наполеон Соло (Генри Кэвилл) вызволяет из Восточного Берлина красавицу Габи (Алисия Викандер), дочь важного немецкого профессора. Беглецам пытается помешать агент КГБ Илья Курякин (Арми Хаммер). Чуть позже Курякин и Соло обнаруживают друг друга в общественном туалете берлинского парка и устраивают страшную драку, которую останавливает лишь известие о том, что им теперь надлежит работать вместе. Британский разведчик Уэйверли (Хью Грант) курирует операцию, в ходе которой Соло и Курякину предстоит обезвредить ядерную бомбу, попавшую в руки злодейской фашистской организации. Советский Союз и США сами не прочь заполучить технологию создания бомбы и приказывают агентам в случае необходимости ликвидировать друг друга.
«А.Н.К.Л.» основан на популярном шпионском телешоу конца шестидесятых: советский и американский агенты работают вместе для разоблачения злоумышленников, стремящихся поссорить великие державы. Сериал выходил с 1964 по 1968 год: в 1968-м, когда на NBC вышли последние эпизоды U.N.C.L.E., на CBS состоялась премьера сериала «Миссия невыполнима». Права на Mission: Impossible перешли студии Paramount, которая теперь снимает одноимённые фильмы с Томом Крузом. Права на «А.Н.К.Л.» достались Warner, и новый фильм Гая Ричи был задуман с прицелом на сиквелы, или, скорее, на целое море сиквелов: ведь организация «А.Н.К.Л.» в финале фильма только создаётся, это своего рода пилотный эпизод.
Скорее всего, никаких продолжений не будет. В год, богатый на хорошее шпионское кино (Kingsman, Mission: Impossible и новый Бонд, который увидит свет в ноябре), «А.Н.К.Л.» выглядит слабейшим конкурентом. К тому же неудачно выбрано время релиза: конкурировать c новой серией Mission: Impossible это кино не в состоянии. Можно упрекать Kingsman и MI5: Rogue Nation во вторичном сюжете, шаблонных персонажах или абсурдных экшен-сценах. Но посмотрите на «А.Н.К.Л.», и сюжеты конкурентов покажутся захватывающими и непредсказуемыми, персонажи — живыми и интересными, а погони и перестрелки — опасными и реалистичными.
Гай Ричи, который ничего не снимал с 2011 года («Шерлок Холмс: Игра теней»), избрал оригинальную концепцию: при всей серьёзности угрозы ядерной войны герои действуют легкомысленно и беззаботно. Они играют в романтичные и опасные игры, обмениваются издевательскими репликами и ведут себя крайне непрофессионально — в хорошем смысле. Кэвилл похож на аристократа американского Юга, благородного и обаятельного; Викандер носит яркие и обольстительные платья, украшая каждый кадр, в котором появляется; Хаммер строг и непроницаем. Добавьте к этому прекрасные натурные съёмки в Неаполе и Риме. Готовый рецепт если не лучшего в мире, то очень достойного фильма.
Но Ричи методично уничтожает все ресурсы, которые были отданы в его распоряжение. К финалу он так и не определился, делать ли Наполеона Соло, героя Кэвилла, откровенно комичным или серьёзным персонажем. Насмешки и ловкие трюки неплохи сами по себе, но цельный образ из них не складывается. Илья Курякин, призванный быть романтичным партнёром Габи, выглядит зажатым и растерянным. Никакой химии у Хаммера с Викандер не наблюдается: кажется, он готов целовать её просто потому, что за «железным занавесом» никогда не бывает секса. Сама Викандер пытается смотреть на беднягу влюблёнными глазами (Габи, согласно титрам, даже изучает русский), но авторы решительно не знают, куда её девать: она бездеятельна и склонна к исполнению чужих инструкций, что едва ли вызывает симпатию. К безрадостному набору персонажей добавлен равнодушный Хью Грант, который похож скорее на бюрократа, чем на секретного агента, и самые шаблонные главные злодеи, которых только можно представить.
Даже антураж, который безупречно передан оператором Джоном Матисоном (любимецем Ридли Скотта), Ричи не использует в полную силу. Режиссёр проводит стандартную экскурсию по Испанской лестнице, словно Вуди Аллен в «Римских приключениях», но зачем-то подсвечивает героев со спины яркими белыми фонарями (см. кадр ниже). Там, где ждёшь мягких полутонов, U.N.C.L.E. зачем-то регулярно использует резкий свет. Берлин выглядит откровенно бутафорским: крыши как будто размножали простым копированием, как в мультиках, нимало не заботясь о реалистичности. Экшен-сцены занимательны: съедение бутерброда под взрыв катера смотрится как элегантный прорыв на территорию хаоса и дикости, которых А.Н.К.Л.у очень не хватает. Но после бутерброда режиссёр норовит уложить нас обратно в рамки холлов и номеров дорогих отелей, где происходит большая часть действия.
U.N.C.L.E. снят так, будто над ним работали два режиссёра, которые ради эксперимента решили поменяться ролями. Шпионская часть снята в стиле упомянутого выше Вуди Аллена: легко и беспечно. А романтично-комедийная часть, которая претендует на подражание фильмам Аллена, снята тяжёлой рукой мастера немногословных боевиков. Опасности и злодейства в результате выглядят излишне легковесно, а герои схематизированы настолько, что схему продолжают даже во время титров в виде досье: американца окрестили «вуманайзером», а русскому ни с того ни с сего приписали наличие Эдипова комплекса. В сравнении с «Игрой теней» Ричи, которая хоть и не была шедевром, но отличалась яркостью и дерзостью, U.N.C.L.E. откровенно бледен, бледен он и в сравнении с нынешними «шпионскими» конкурентами: из двух часов действия запоминаются лишь платья Алисии Викандер.
4/10