Элеонора Рузвельт (Джоан Блэкхэм), вдова президента США, в 1957 году прибывает с официальным визитом в Москву, но отправляется не к Никите Сергеевичу, а к своей давней знакомой Людмиле Павличенко (Юлия Пересильд). Они познакомились во время визита советской делегации в Америку в далёком сорок втором году. К тому моменту на счету Людмилы уже было 309 подтверждённых убийств. «Не людей», — решительно заявляет она, — «Фашистов».
Мы видим, как скромная юная Юлия в 1937 году поступает в Киевский университет, как открывает в себе способность к меткой стрельбе, как попадает в армию в начале войны, сражается храбро, ловко и жестоко; множество деталей биографии Людмилы режиссёр Сергей Мокрицкий воссоздаёт достаточно точно, кроме одной: в 1937 году у настоящей Павличенко уже был 5-летный сын (она родила его в 16 лет, тогда же женилась).
В отечественном кино последних лет пятнадцати, начиная с «Августа 44-го» и «Звезды» и заканчивая «Утомлёнными солнцем-2» и «Сталинградом», укоренилась традиция показывать войну как нечто пленительно-сладостное, блокбастерное, почти супергеройское (михалковского Котова легко можно счесть советской Росомахой), как нечто очень далёкое и сюрреальное. Чтобы приблизить военное время, надо в буквальном смысле отправить современных героев в прошлое («Мы из будущего»).
«Битва за Севастополь», снятая на 80% за счёт украинского бюджета, обходит странные традиции отечественного военного кино стороной. Если этот фильм с чем-то сравнивать, так это с «Пёрл-Харбором» Майкла Бэя (2001), да и неудивительно: многие приёмы обращения с камерой Бэй позаимствовал (случайно или же сознательно) у хорошего режиссёра Параджанова, который создал свои лучшие фильмы на Украине. Даже спецэффекты, созданные украинскими студиями, смотрятся на удивление достойно. Сцена расстрела конвоя, идущего в Крым, вполне могла бы украсить голливудский блокбастер.
У «Битвы» немало слабых мест — избыточная «клюквенность», неуместно мелодраматичные песни, неловко сделанная «американская» часть (артистка Блэкхэм слишком старательно изображает добрую наседку), неясный, будто бы оборванный на полуслове финал, да и спецэффекты не всегда удачно вписаны в живые съёмки. И всё же фильм умеет впечатлять и удивлять. Героиня сыграна Юлией Пересильд прекрасно. Она не идеализирована. Она в то же время не представлена, даже в насквозь «американских» сценах, забитой и запутавшейся. Она чувствует себя чужой и в довоенном, и в военном мире, но не лишается способности наблюдать за своей отрешённостью со стороны. Она бывает безумно жестокой, но в то же время обладает неземной добротой. Она, как ни парадоксально, обожает убивать, но ненавидит войну, обладает беспримерной храбростью, но не идёт на фронт второй раз, остаётся до конца войны инструктором и обучает других снайперов; в этом её живость и противоречивость. Для фильма-биографии создание такого образа — большая доля успеха.
Интересно, что в ту пору, когда Крым уже совсем якобы «наш», на наши экраны выходит фильм, который снят на Украине украинским режиссёром и украинской съёмочной группой, и немалая часть событий происходит как раз в Крыму; более того, завершение съёмок пришлось на самое тяжёлое для Украины время — первую половину 2014 года. Российское военное кино последних лет своей жаждой сверхчеловеческого эпоса было в чём-то пророческим; теперь большая часть России живёт в состоянии нескончаемого эпоса, где и ценность жизни, и ценность правды оказалась потерянной за сводками с новых фронтов очередной войны.
«Битва за Севастополь», в отличие от последних михалковских изделий, держится далеко за пределами политики: в одном из первых кадров мы видим американский Капитолий, но Америка здесь не хорошая и не плохая, просто страна чужих огней. Здесь нет оценок и нет морали: камера Сергея Мокрицкого — лишь внимательный наблюдатель, запечатлевший три времени, две истории и одну войну. Получился лучший русскоязычный фильм о Великой Отечественной из всех, что были сняты за последние лет двадцать.
8/10